Мудрецы о детстве:

Дети будут талантливыми, если развивать в них способность оригинально мыслить.

Георгий Александров

Рекомендуем почитать:

детям о зиме

Чем заняться с ребенком?

… Весной!

Будит ласково весна
Всю природу ото сна.
Засветило солнце ярче,
Заглянуло в каждый дом.
Даже дышится иначе –
Аромат весны кругом!

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

banner-vopros

* Бесплатно

УЖЕ СКОРО Вы сможете записываться на скайп-консультации к нашим специалистам!

развитие ребенка 12 мес

Поздравляем, Вашему малышу скоро исполнится годик!

Чему же он научился к своей первой памятной датке?

Малышу пошел 12-ый - последний месяц периода младенчества. За первый год жизни наблюдаются существенные изменения в психическом развитии ребенка.
Увеличивается время бодрствования ребенка с 2-х часов (как было в предыдущий период - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов между сном. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы.

Начинает развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова. К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".

В интеллектуальном развитии ребенок не стоит на месте: в его понимании появляются и первые обобщения: он уже ориентируется среди многих предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п.
Малыш уже все более и более хорошо понимает речь, и может выполнять простые просьбы. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.

А как прекрасно развита  его память? Годовалый кроха запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).

В предметной деятельности (игровых занятиях) тоже выявились первые достижения: малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр. Например, ребенок снимает и надевает на палочку кольца; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка.

В социальном развитии на протяжении 12-го месяца, в поведении ребенка происходят существенные изменения. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность. В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от мамы (ухаживающим за ним человеком), его собственное "я" только начинает складываться. Дитя хоть копирует Ваши действия и эмоции, но Вы сами наверняка уже заметили, как значительно возрастает его самостоятельность..

Перестройте отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не Вы делаете что-то за ребенка, а выполняете то или иное действие, решали задачи совместно с ним. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. После любого показа действий, предоставьте малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Разумеется, всегда следует помнить о возрастных возможностях ребенка и его индивидуальности и не ставить перед ним действительно непосильных для него задач.

Помните, что эмоциональное, доверительное общение с ребенком всегда будет актуально. Не скупитесь на проявление своей любви. Крохе недостаточно того, что его только учат, холят, кормят, ему очень важно чувствовать себя любимым. Ему как воздух нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, поцелуи и нежные слова. Только Ваша любовь поможет ему познать себя и утвердить собственную значимость в жизни. Так Ваше любимое чадо начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это самое главное в развитии ребенка именно в этом периоде – на рубеже первого года жизни.

Комплексное развитие ребенка на 12 месяце первого года жизни

Игрушки для ребенка

Все также актуальны:

•    резиновый мяч и другие игрушки, способствующие физическому развитию,
•    игрушечный молоток с деревянными колышками (стучалка),
•    пирамидка с кольцами,  вкладыши (сортеры),
•    погремушки и резиновые пищалки небольшого размера,
•    кубики разнообразных форм,
•    музыкальные и игровые центры и игрушки (способствуют развитию зрительно-моторной координации, и стимулирует развитие мышления, так как побуждает к установлению логической связи между действием - нажатием на кнопку и звуковым или механическим эффектом),
•    игрушки для игры в ванне и др.
•    привлекают внимание детей куклы-неваляшки разных размеров (от 10 до 25 см). Для показа детям нужны 1-2 крупные куклы, изображающие детей в красивой одежде. Они могут быть озвученными и заводными (например, шагающая кукла).
•    фигурки кукол и куклы из мягких материалов - образные игрушки, матрешки.
•    игрушки, изображающие животных, должны по возможности издавать характерные для данного животного звуки (негромкие, но выразительные). Хороши мягконабивные, пластмассовые и резиновые игрушки, передающие главные черты изображаемых животных (мишка, заяц, лошадь).
•    заводные, забавные игрушки (динамические игрушки, игрушки с сюрпризом).
•    для первых отобразительных игр нужны игрушки, изображающие некоторые предметы быта: игрушечные тарелки диаметром около 7-10 см, чашки по размеру руки ребенка, лоскуты разной ткани размером 50х50 см.
•    технические игрушки (машины) развивают движения малышей. Это машины лаконичной формы из пластмассы размером около 15 см, заводные машины, тележки. Детям, начинающим ходить, нужны коляски для кукол, каталки с рукояткой.
•    в 10-12 мес. малыши пытаются вместе со взрослым класть кубик на кубик, сооружая первые постройки. Необходимыми игрушками для них становятся дидактический и строительный материал.

Развивающие игрушки и предметы быта – все идет в ход!

Не переставайте осваивайте вместе с малышом все новые и новые ручные операции с развивающими игрушками и предметами. Ученые доказали, что такие действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Так и говорят: интеллект ребенка находится на кончиках его пальцев.
Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает, как вода убывает через дырочки.

Орудийные действия, или «Как труд сделал из обезьяны человека»

Покажите малышу, так называемые, орудийные действия, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу. Например, воздействуя предметом на предмет, используйте при этом подручные средства - палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Покажите, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д.
Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.

Новый уровень в сюжетных играх

Подробнее о правлильной педагогической организации сюжетной игры, примерах сюжетных игр и полезных советах, касающихся ее читайте в статье "Сюжетная игра для ребенка на 12-ом месяце первого года жизни".

Развиваем координацию движений, понятие причинно-следственных связей

Игрушка «Верстачок»

Для понятия причинно-следственных связей полезно использовать игрушку «Верстачок». Дайте малышу деревянный молоточек и предложите постучать по  столбикам, которые при его ударах опускаются в лунки «верстачка». Ребенок видит своими глазами процесс действия – и результат труда. Сопроводите его наблюдения словами: «Как замечательно у тебя получилось – ты сам забил все гвоздики!». Хвалите именно действия, их результат, это вдохновит маленького естествоиспытателя на новые подвиги!

Развиваем понятие причинно-следственных связей «Работа – результат»

Аналогично предыдущему занятию, понаблюдайте с крохой за работой бабушки, сестренки, акцентируя внимание малыша на результате их действий: «Пойдем, посмотрим, что делает бабушка? Бабушка вяжет – у тебя будет кофточка!», «Смотри, Аня моет посуду – тарелки стали чистыми!» и т.п.

Работа с граблями

Научите ребенка «работать» с игрушечными граблями. Разложите на столе игрушки, посадите малыша за стол и покажите, как собирать "граблями" игрушки, которые не достать рукой.

Маленький Пикассо

Дайте ребенку листы бумаги, мелки для рисования или пальчиковые краски – и покажите как надо ими пользоваться. Лучшие из художественных каракулей можно оставить на память!

На улице...

Пора приобрести песочный набор (если лето) и идти в песочницу. Запаситесь так же влажными салфетками. Пусть ребенок щупает песок, ковыряет лопаткой. Покажите му как складывать песок в ведерко, но самого не заставляйте, будет делать так сам - когда "созреет". А пока пусть понаблюдает за вами и другими детишками.

Если же зима - пригодится небольшая лопатка для снега. Покажите - как копать - и пусть тоже поковыряется.

Развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

Моторика пальцев становится все более совершенной. Ребенок обладает уже более совершенным схватыванием, уподобляя положение ладони и пальцев форме объекта. Округлые предметы берет, округляя ладонь и пальцы, шаровидной и цилиндрической форм - приближает подкатыванием, а кубической формы – переносит. Во всех ручных операциях участвуют обе руки.  Р

Развиваем правильный захват

Наполните две емкости различными мелкими игрушками и предметами разнообразной формы. Пусть ребенок перекладывает предметы из одной емкости в другую. При этом учите брать предметы тремя пальцами: большим, указательным и средним.

Пальчиковая игра «Гуси»

Читайте стихотворение и сопровождайте слова действиями, описанными в скобочках.

«Гуси песни распевали: "Га-га-га, га-га-га."» (Большой пальчик противопоставьте и ритмично прижимайте к остальным, плотно сложенным щепотью вместе. Так, как будто рука – это говорящая голова гуся.)
« посидели,»  (Сжатые кулачки «лежат» на коленях).
«поклевали» (Соедините все пальчики в щепотку на каждой руке и покажите такое действие, будто пальчики "клюют" по коленям.)
«Маму с Мишей пощипали: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха!"» (Пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипывайте с малышом друг друга. В строки подставьте имя своего ребенка.)
«Но от них мы убежали. Да-да-да! Да-да-да!» («Шагайте» всеми пальчиками обоих рук по коленкам, как сороконожки.)

И вновь домашняя песочница

Используйте соль, манку, крупы для организации домашней песочницы, особенно в зимнее время, когда недоступен уличный песок.
Пусть ребенок играет в такой песочнице предметами – лопаткой, емкостями, ситечком. Поднимая сито на разную высоту, малыш с любопытством будет наблюдать, как сквозь дырочки сыплется «песок».

Развиваем понимание речи и звука, развитие речи

Первые диалоги!

Ваш малыш произносит первые слова! На 12-м месяце жизни стремитесь чаще вступать с ребенком в "диалог", используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания. Общение с ребенком обязательно должно носить "двусторонний" характер. Говорите сами, называйте предметы и действия с ними, а теперь и ожидайте "ответа" от малыша в любой форме.
Количество у ребенка понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем произносимых им. Да-да, теперь Ваш малыш понимает слово "нельзя", если Вы употребляете его в нежелательных для ребенка ситуациях. Но смиритесь, его чувства и поступки еще не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому он просто может Вас не «услышать». Стройте Ваше общение с ребенком, ориентируясь на эмоционально-чувственную основу. Вы мудрее, так выведите же ребенка из трудных и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, оберегайте его на практике.  Вам придет на помощь наблюдение за действиями ребенка и его поведением, а затем Вы сможете прогнозировать ситуацию в целом.

Продолжаем развивать речь!

  • Для развития разговорной речи продолжайте вводить в общение с ребенком облегченные (лепетные) слова. Например: «гу-ли», «ав-ав», «ку-ка» и т.п., употребляя их с общепринятыми словами в качестве пояснения.
  • При этом, общаясь с малюткой, говорите не торопясь. Скрытый период «приема» информации, даже в самой лаконичной форме, у ребенка значительно более длительный, чем у взрослого. Поэтому необходимо продлевать во времени обращение к ребенку, делать паузы и, конечно, повторять сказанное 2-3 раза.
  • Усложните задачу, теперь, показывая предмет в действии, называйте и действие с ним, стройте 2-х словное предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого например, «шарик катится» или «кукла пляшет», и т.п.
  • По-прежнему активно задавайте вопросы малышу. Но теперь, наряду с «Где?», «Что это?», «Кто это?» звучат вопросы, ставящие ребенка в ситуацию выбора из 2-3 предметов.  Например: «Где Зайка, а где Киска?» и т.п.
  • Не смотря на то, что ребенок маленький, всегда старайтесь мотивировать свои действия в речи. Только так, перед ребенком  выстраивается «логика» человеческого поведения (что нужно сделать?) и понятие назначения предметов (что для чего нужно?).

Конечно, всеми этими «тонкостями» малыш в полной мере овладеет на 2-3-м году, но начало закладывается уже в конце периода младенчества, то есть к первому году жизни.

Научите ребенка наблюдать

Вы заметили, как осмысленно и долго Ваш малыш стал наблюдать за купающимся в луже голубем, или за проезжающим трактором? Как пристально дитя наблюдает за Вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Он начинает понимать и осваивать окружающий его мир, основываясь именно на родительское отношение к тому или иному явлению.
Следует всячески практиковать и поощрять такие ситуации наблюдения, когда ребенок замирает, например, наблюдая за действиями взрослого, выполняющего какую-либо работу, или видит что-то необычное, новое в своем окружающем.
В эти моменты ни в коем случае не стоит его отвлекать. Так начинает формироваться концентрация внимания, основанная пока на рефлексе - непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза.
Когда первый непроизвольный интерес у малыша пройдет, вновь привлеките его внимание к наблюдению, дайте краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, назовите предметы и действия.
Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Дети играют в мяч" и т.п.

Первые книги

Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это семимильный шаг к развитию его речевого развития, а также образного мышления и интеллекта, расширения мировоззрения. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. Как правильно подобрать такие книги для малышей второго полугодия жизни – читайте в статье «Читаем ребенку. Как правильно выбрать книгу для малыша первого года жизни?». Эта статья составлена по рекомендациям профессиональных педагогов и филологов.

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется  – об этом в статье «Развивающее детское видео – обратная сторона медали». Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Так же рекомендуем почитать статью и о развивающих методиках: "Раннее развитие ребенка – молодым мамам посвящается…"

Секреты воспитания

Учим малыша сочувствию – введение в социальный мир

В конце 12-го месяца следует постепенно вводить ребенка в социальный мир, раскрывать на понятном ему уровне человеческие взаимоотношения, обогащать чувства ребенка.
В игровой форме покажите ребенку социальную ситуацию сочувствия, и последующей помощи нуждающемуся в ней. Воспитывать понимание чувства благодарности за помощь. Для этих целей поиграйте с малышом в такую игру:

Игра «Уронили мишку на пол…»

Для игры понадобится: мишка-игрушка, бинтик, кусочек ватки, книжка с картинками на стихи А. Барто «Мишка» (необязательно, но желательно).
Вы прекрасно знаете это стихотворение А. Барто:
«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу,
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший!»

•    Прочитайте его медленно, выразительно, покажите иллюстрации, если они есть.  В последующих действиях сопоставляется реальная игрушка и картинка.
•    При этом игрушку рвать не надо. Просто разыграйте ситуацию с мишкой: полечите ему лапку. Поясните ребенку: «Давай полечим Мишутку!» - и, кладя кусочек ваты, бинтуйте Мишутке лапку.
•    Затем можно сказать: «Пожалей Мишу! У него лапка болит (пауза). Погладь его!» (Пауза). «Хороший, хороший Миша!»
•    В качестве положительного результата - разыграйте ситуацию выздоровления Мишутки. Радуйтесь вместе результату: «Мы полечили – и лапка больше не болит! Сними, Сашенька с мишки бинтик!». Теперь миша «благодарит» ребенка: «Спасибо Сашенька (пауза) Спасибо!».
•    Закончить занятие можно танцами и весельем: Вы напеваете веселую песенку, Мишутка танцует. А малышу можно предложить позвенеть бубном (колокольчик, металлофон).

Преподнесение подарка

Для этих же целей – раскрытия ребенку человеческих взаимоотношений, используйте ситуации поздравления и преподнесения подарка кому-то из членов семьи. Например, подарите вместе с ребенком бабушке подарок, по случаю какого-либо праздника или дня рождения.

Это волнующее слово «Кризис». Как избежать кризиса первого года ребенка?

Приглядитесь к малышу, следующие приметы в его поведении говорят о кризисе первого года жизни:
•    ребенок перестал слушаться, упрямый, требует к себе повышенного внимания;
•    ребенок постоянно пытается проявлять себя в самостоятельных действиях, решительно отказываясь от выполнения привычных и необходимых процедур;
•    в ответ на Ваше замечание – со стороны малыша следует обида, недовольство, агрессия;
•    ребенок постоянно капризничает;
•    малыш противоречит сам себе - может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
Что случилось с Вашим любимым чадом? Не спешите пугаться. Дело не в характере - просто у ребенка кризис первого года. Первый год жизни - важный этап в жизни маленького человечка: малыш начинает осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. Как вести себя с малышом, чтобы избежать неприятностей первого в его жизни кризиса? Об этом читайте в статье "Кризис первого года – как его преодолеть?"

Воспитание любовью...

Да-да, представьте себе: кроху уже на протяжении всего первого года жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью– а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...

Как этого добиться - читайте в статье: "Первый год жизни ребенка – Воспитание любовью"

Как сказать ребенку «нет»

Поверьте, теперь ребенок понимает и чувствует гораздо больше, чем нам кажется. И поэтому самое время вспомнить о необходимости первых запретов. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статье «Первые запреты для ребенка 5-12 месяцев. Как сказать ребенку «нельзя»?»

А что делать, чтобы запретов было меньше - читайте тут.

Как правильно похвалить ребенка

А Вы знаете, что ведущие детские психологи и просто поклонники, актуальной в наше время, методики по системе Марии Монтессори говорят, что слово «Молодец» сказанное не в подходящей для этого педагогической ситуации может повлечь за собой неприятные последствия. Многие мамы настроены к этой идее весьма скептически, но, если вникнуть в суть дела – нетрудно понять для себя, что ученые правы.
В общем, эта тема очень интересна и занимательна сама по себе, поэтому вынесена у нас в отдельную статью «Как не захвалить ребенка? ». А что делать, чтобы запретов было меньше - читайте тут.

Когда начинать приучение к горшку?

Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Как указывают авторитетные специалисты, эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев.
На настоящий момент – самое большее, что Вы сможете сделать – это отказаться от подгузников в дневное время, одевая их лишь на ночь.

О физическом развитии ребенка

Физическое развитие

Чтобы узнать о двигательных навыках шестимесячного ребенка, а также об интересных игровых занятиях, помогающих эти навыки развивать – прочитайте нашу статью «Физическое развитие ребенка на 12-ом месяце жизни»

Массаж и гимнастика

Обязательно почитайте статью «Массаж и гимнастика для детей на 9-12-ых месяцах жизни», в ней очень подробно рассказывается о методике профессионального детского массажа и гимнастики.

Закаливание

Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте в разделе: «Закаливание детей на 1 году жизни». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Команда сайта "У Совёнка".

сайт про развитие детей у совенка
 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить