Мудрецы о детстве:

Дети тем особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее.

Лев Николаевич Толстой

Рекомендуем почитать:

развитие ребенка от года

Развитие ребенка до года - в созвучии с его природой

Первый год — это уникальный период жизни малыша, перед которым стоят свои определенные и очень важные задачи

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ 

banner-vopros

* Бесплатно

УЖЕ СКОРО Вы сможете записываться на скайп-консультации к нашим специалистам!

кризис первого года жизни ребенка как преодолеть

Цикл статей: Воспитание ребенка - секреты.

Кризис первого года жизни ребенка – что это такое?

К концу первого года жизни резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности. Еще бы – ведь он уже встал на ноги и даже научился самостоятельно ходить. Благодаря невиданной доселе свободе передвижения – кроха почувствовал себя независимым от мамы и родителей, с которыми он еще совсем недавно был неразрывно связан.

Ребенок бегает по дому, залезает во все щели, хватает-бросает и тянет в рот все, что попалось ему на глаза. Сколько же всего интересного обнаруживается в квартире! Звенящие банки и посуда, рассыпчатая мамина косметика, манящий пульт от телевизора, обувь у порога, вкуснятина в миске собаки… Порой остается только удивляться, как такому карапузу удается перевернуть верх дном – весь дом! Но наряду с шутками и смехом – обнаруживается явная угроза безопасности малыша, ведь ему ничего не стоит – схватить нож со стола, пальчик засунуть в дверную щель, дернуть кота за хвост, схватить горячий утюг…..

 

Стремление к независимости иногда проявляется и в негативном поведении ребенка: в его протестах против обыденных действий, против управления им. Он сам пытается управлять близким взрослыми, к примеру: когда ему в чем то отказывают, или его не понимают – он может истерично закричать. Неожиданно для Вас он может превратиться из спокойного и покорного ангелочка в капризного и неуправляемого чертенка. Спокойствие, только спокойствие – это и есть кризис первого года жизни – главное событие, происходящее на стыке возраста младенчества и раннего возраста детства.

Признаки кризиса первого года жизни:

1.    «Трудновоспитуемость» - упрямство, непослушание, настырность, постоянное требование внимание к своей персоне….

2.    Увеличение возможностей и самостоятельности крохи: он пытается самостоятельно действовать во время кормления, одевания/раздевания, овладевает новыми умениями в игре, в самообслуживании…

3.    Ребенок становится чувствительным к Вашим порицаниям и замечаниям, обижается, проявляет капризность, агрессию, направленную на Вас или какой-либо «непослушный» предмет…

4.    Малыш проявляет в некоторых случаях даже противоречивое поведение, особенно в затруднительных ситуациях. К примеру: он может попросить Вашей помощи и тут же отказаться от нее.

Это лишь внешние перемены и изменения в поведении ребенка. В это время внутри него происходит нечто гораздо более важное: глубокие психологические преобразования, рост личности ребенка в целом. В нем проявляется способность к действию не только под влиянием предметов, которые он непосредственно видит, которые предлагаете ему Вы, а и под влиянием всплывающих в памяти представлений и образов…

У ребенкаf возникают свои собственные, не зависящие от Вас желания. Если ранее предмет или игрушка становились для малыша значимыми и привлекательными – только в руках мамы или другого взрослого, то теперь они влекут его независимо ни от кого.

Эта новая автономность ребенка от взрослого – как мы уже сказали – резко повышает его собственную активность, но она, конечно же – весьма относительна. Кроха еще ничего не умеет делать сам, он все время нуждается в помощи и поддержке взрослого. Вы, как и раньше, жизненно необходимы ему, но сейчас уже несколько иначе. Ребенку нужно не только хорошее отношение к нему в целом, а отношение, реакция и положительная оценка к его конкретным действиям и их результатам. Без этого он не сможет в полной мере ощущать свою самостоятельность и активность…

Суть кризиса первого года жизни малыша: это противоречие между отчаянным стремлением к самостоятельности и при этом зависимостью от помощи взрослого, от его оценки. А также противоречие между своими потребностями и возможностями: хочет сказать, а не может; хочет достать, но не дотягивается; хочет побежать, а падает.. Но все эти противоречия – движущая сила его психического и общего развития. Тут надо поставить памятник железной воле маленьких годовасиков: они продолжают исследовать, познавать и осваивать мир не смотря ни на что!

Как преодолеть кризис первого года жизни:

1.    Старайтесь соблюдать привычный режим дня для ребенка. Но при этом он должен быть достаточно гибким и индивидуальным для каждого ребенка. К примеру, чтобы беспрепятственно и без слез лечь спать днем или стать голодным к обеду – ребенок должен набегаться, нагуляться, наиграться до этого. Режимные дети – более здоровые, психически-уравновешенные, и менее капризные.

2.    Старайтесь обеспечить ему максимально богатую развивающую среду в доме – больше разношерстных, разнофактурных, развивающих игрушек из разнообразного материала, и даже «взрослых» предметов в личное пользование. Поощряйте и сделайте все необходимое – чтобы ребенок мог достаточно много двигаться.  Движение – это всегда развитие.

3.    Чтобы возникало как можно меньше запретов – уберите подальше все вещи, которые не должны попадать ему в ручки, обеспечьте безопасность как в доме ребенку (Об этом подробнее  в статье «Чтобы запретов было меньше… Руководство по обеспечению безопасности ребенка от Дома, Дома от Ребенка.»), так и на улице. К примеру: если его тянет в лужи – наденьте ему резиновые сапожки и пусть себе шлепает, если он собирает листики и камушки в парке, имейте с собой антисептические салфетки, чтобы обтереть ему ручки – и пусть собирает. Старайтесь по мере возможности не ограничивать его познавательную активность.

4.    Позволяйте ему проявлять свою самостоятельность: даже если мало времени на одевание, а он настойчиво натягивает носок, даже если жалко смотреть как кроха вымазывается в пюре, пытаясь совладать с ложкой самостоятельно. Поощряйте эти попытки, хвалите результаты его действий. О том, как правильно хвалить ребенка, Вы можете прочитать в статье «Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?». С другой стороны, если же ребенок не может справиться с задачей, которую он сам себе поставил, то было бы мудрым – не оставлять его один на один с этой неподдающейся проблемой, а незаметно прийти к нему на помощь: «Давай вместе!».

5.    Старайтесь понять его все просьбы, и, если поняли - называйте-озвучивайте их («А.. ты хочешь достать книжку..», «Ты не хочешь идти домой..», и даже «Ты хочешь потрогать огонь..») – но это не значит, что Вы должны потакать ему во всем, но важно – понять его, и объяснить: почему нельзя, или опасно, либо же удовлетворить его просьбу. Его желание – озвученное Вами – уже наполовину исполнено ;).… Старайтесь, чтобы не было неразрешенных ситуаций.

6.    Если же ребенок упрямо делает то, что делать нельзя, не слушает и не слышит Вас, то важно правильно выстроить систему правил и запретов, и уметь правильно их подавать. Об этом в статье: «Первые запреты Или Как сказать ребенку «Нет!»

7.    Если малыш не хочет делать то, что нужно: одеваться, кушать и так далее,  то ни в коем случае не делайте это насильно. Одевать на прогулку, можно и с «отвлекалочками», со стишками и потешками, в игровой форме.. Например, показать, как его любимая игрушка так же одевается, собирается гулять, и его приглашает с собой, предоставьте ему возможность самому выбрать одежду.

8. Последнее по порядку но первое по значению - старайтесь воспитывать ребенка любовью - подробнее читайте тут.

Вообще надо взять за правило: предпочтения ребенка стоит учитывать каждый раз, когда это можно сделать.

Так же и с кормлением: обязательно должен быть выбор в еде, возможно, он голоден, но не хочет есть именно то, что Вы ему предлагаете, кушать за компанию с игрушками или другими детьми – гораздо интереснее, а если он не голоден – ни в коем случае не впихивайте в него пищу сами. Это очень вредно не только для его психики, но и даже для физического здоровья. Вспомните старую французскую пословицу: ребенок никогда не позволит себе умереть с голоду. Детский организм гораздо умнее нас. Ребенок сам знает и чувствует, что и сколько ему сейчас нужно. Единственное, это нужно ограничивать ему доступ и не баловать его сладостями. Они вызывают к себе привычку, с которой очень трудно потом бороться.

8.    Уважайте личность своего ребенка, и проявляйте это уважение. Порой может показаться, что гораздо проще и быстрее надавить на него и заставить сделать (или не делать) то, что мы считаем нужным. Малыш поплачет, перебьется, и успокоится… И все вроде бы нормально… Но это не нормально. Авторитарное давление как метод воспитания и общения с ребенком – это самый верный способ вырастить ребенка либо: вялым, трусливым, безынициативным, не способным самому принимать решения, либо напротив: агрессивным и грубым. Если человечек еще в детстве не привык чувствовать уважение к себе, то ему трудно вырасти сильным и уверенным в себе, уравновешенным человеком.

9.    Проявляйте безусловную любовь к малышу: чаще обнимайте и целуйте его, говорите дружелюбным тоном, называйте ласково по имени – все это ему сейчас жизненно необходимо, не смотря на его естественное стремление к самостоятельности и независимости. О себе ребенок узнает – прежде всего - из уст близких ему людей, и, конечно же, матери. Называя его: хорошим, умным, добрым, любимым – мы задаем ему жизненную программу, составляем по частям его самооценку, чувство самоценности.

Итак, подводя итоги можно сказать: что соблюдая эти несколько пунктов нашей статьи, можно не только легко и безболезненно преодолеть кризис первого года жизни, но и подняться на ступеньку выше - заложить крепкую основу для гармоничного и своевременного развития ребенка, а также дружеских, близких и доверительных отношений с ним -  и сейчас и в будущем.

Мы от чистого сердца желаем Вам терпения, силы и успеха в гармоничном воспитании Вашего малыша!
Команда сайта "У Совёнка".

сайт про развитие детей у совенка


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить