Мудрецы о детстве:

Нравственное воспитание детей должно быть отрицательное, т.е. состоять в удалении от них всяких дурных примеров и в развитии в них чувства любви.

В. Г. Белинский

Рекомендуем почитать:

vtnjlbrb hfpdbnbz ltntq

Раннее развитие ребенка – молодым мамам посвящается

Методики раннего развития - дань моде?

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ 

banner-vopros

* Бесплатно

УЖЕ СКОРО Вы сможете записываться на скайп-консультации к нашим специалистам!

раннее развитие детей методикиМетодики раннего развития - дань моде?

В последнее время одной из модных тенденций воспитания маленьких детей стало раннее развитие детей. Более того, даже говорят - ускоренное развитие. Многие мамы и папы всерьез обеспокоены тем, чтобы целенаправленно и систематически развивать способности своего чада, даже если тот еще не вышел из пеленок.

 

Что делать - это диктует нам наше время… Ведь сейчас, как никогда раньше появляется большое число разнообразных методик, авторы которых обещают родителям развить у малышей интеллект, логическое мышление, внимание, научить рано считать, читать. Витрины завалены яркими коробочками с крикливыми названиями вроде того: «Читать раньше, чем ходить», «Математика с пеленок», «Бэби Энштейн»…

Магазины игрушек и книжные магазины в большом ассортименте предлагают различные материалы: игры, методики, видео и игрушки под «кодовым названием» «развивающие». Чаще всего это игрушки, порой интерактивные, или наборы, состоящие и нескольких книг (категорий карточек), которые посвящены какой-либо отдельной области развития ребенка. Как правило, это ярко иллюстрированные издания, содержащие сведения о величине, форме и цвете предметов, о буквах и цифрах.

И главная их цель: знакомить с новой информацией, тренировать отдельные навыки, зрительного и слухового восприятия, осязания, моторики, речи... И так для каждого года жизни ребенка.

С возрастом количество осваиваемых материалов и число пособий соответственно возрастает. Но, к сожалению, авторы методик далеко не всегда учитывают в них возрастные особенности и потребности развития ребенка. Напротив, пользуясь тем, что ребенок до трех лет – совершенно уникальное существо с неограниченными возможностями, они действительно «творят чудеса»  - показывая и доказывая нам, как много информации может поглотить детский мозг, чуткая память. Но это не чудеса, это всего лишь фокусы… вернемся на землю. Давайте разделим приоритеты: это их бизнес, а это – наши дети! На одном из форумов, успешно продавал методики один человек, продавал и консультировал по их применению. На мой вопрос, имеет ли он педагогическое или психологическое образование, чтобы взять на себя ответственность за свои консультации – он честно ответил: «нет, техническое». Выводы напрашиваются сами собой...

Побочные действия методик раннего развития..

Все бы хорошо – методики работают, ребенок много знает, родители гордятся... Но в их понимании, благодаря таким «учителям», несказанно искажается само понятие развития ребенка. Ведь с точки зрения авторов развивающих методик, развитие ребенка воспринимается лишь как обучение, освоение отдельных навыков. Развитие навыков выдают за развитие «способностей» - способность различать форму, звук, цвет – и все таки суть представления о развитии ребенка не меняется.. Из этого следует, что развитие ребенка с помощью развивающих методик - воспринимается как «сумма развитий отдельных способностей» ребенка.

Доверившись авторам подобных методик, родители покупают малышу такие дидактические пособия, усаживают его перед собой и начинают «развивать», согласно «инструкции применения», указанной в них. В силу возраста далеко не всегда ребенку интересно, чем синий квадрат отличается от красного круга, и почему ему нужны эти замысловатые символы, называемые буквами. Но, каким бы, ни было общение с взрослым – ребенок жаждет его, и осваивает все «новые просторы», ради маминой похвалы запоминает и осваивает навыки. Все развитие сводится к пассивному обучению и накоплению различных знаний.

Но в этом развитии не требуется от ребенка собственной активности, самостоятельности, эмоционального и социального роста.
Нет, и не подразумевается возникновения у ребенка новых качеств: нового отношения к миру и к людям, нет появления изнутри его сознания -  новых желаний, интересов, инициативы, побуждений к действию – всего того, что так необходимо для личностного роста, гармонично соответствующего возрасту крохи. Люди стали забывать, что истинное развитие – оно должно идти изнутри маленького человечка, а не насаждаться извне. Действия под диктовку взрослого – не имеют никакого отношения к истинному развитию ребенка. Как Вы наверняка догадываетесь – они напротив, могут стать тормозом развития, так как лишают ребенка собственной активности.

Усугубить ситуацию так же может неумение взрослого педагогически правильно хвалить ребенка, захваленный за свои успехи в детстве ребенок, и в будущей жизни будет зависеть от похвалы, что может негативно отразиться на его судьбе. Подробнее о том, как правильно хвалить ребенка Вы можете прочитать в статье «Ох уж это слово «Молодец!» Или Как не «испортить» ребенка похвалой?»

В любом случае, кроха не может себя чувствовать свободно, активно и самостоятельно, когда его обучают. Все чаще в психологии встречаются случаи «отчужденного знания», когда малыш, научившийся бойко читать, не может связать и пары слов о том, что же он понял из прочитанного. То есть – чтение – для него всего лишь механический навык, не более того. Какое тут развитие? Бессмысленное!

Более того, последние исследования показывают, что дети обучаемые по различным методикам с раннего возраста – оказались в старшем возрасте менее способными к творчеству, зато более тревожными и напряженными. Их прежние  «достижения» в конкретных знаниях (умении читать, знании цифр, отдельных фактов) - не дали им ожидаемых преимуществ ни в освоении школьной программы, ни в умственном развитии в целом.

Зачем торопить кроху быстрее пережить детство?  Зачем стремиться скорее загрузить его всем, что знаете сами?  Ему хорошо в своем детстве, он счастлив, ведь он живет здесь и сейчас, он проживает и наслаждается каждой минутой, он не такой как мы – взрослые. Так пусть он проживет его в полной мере, так, как этого требует его природа, а не авторы новомодных методик!

Так как же развивать ребенка?

Классики отечественной психологии в своих исследованиях убедительно доказали -  развитие ребенка происходит в становлении его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к миру – и все это через его деятельность. Причём деятельность - это не только то, что кроха делает руками и ногами, но и его представления, желания, эмоции, связанные с каким-либо предметом или с реальным жизненным опытом. Все способности ребенка и его личность развиваются в его деятельности, причем для каждого периода его жизни -  существует определённая деятельность, которая ведёт за собой общее развитие, она так и называется - ведущая.

А для ребёнка в раннем и дошкольном детстве ведущей является предметная деятельность, другими словами - игра, увлекательная игра, которая включает в себя не только практические действия с предметами и игрушками, но и все уровни психической и социальной жизни: представления, эмоции, мышление. При этом удовольствие и радость от собственной деятельности, как практической, так и интеллектуальной - не столько развлекает ребенка, сколько заставляет его поверить в свои силы, что способствует его истинному развитию.

А формирование специальных знаний, отдельных навыков и умений  - моторных, сенсорных, речевых – это не самоцель, а всего лишь побочный результат предметной деятельности малыша! К примеру: если кроха любит играть с игрушками, активно действует с предметами и общается со взрослыми – у него хорошо развивается и восприятие, и речь и мелкая и крупная моторика.

Можно сделать вывод: что игра - это уникальное средство гармоничного и природосообразного воспитания и развития ребенка. Правильно организованная, она соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка. В такой игре и "складывается" человек с его отношением к окружающему миру, людям и к самому себе, его неповторимым характером. Вот где «зона его ближайшего развития» - как говорят психологи.

И в дальнейшем, именно в такой игре дети-дошколята могут делать то, что они еще не могут реализовать в реальной жизни: придумывают интересные сюжеты, сами режиссируют сюжетные игры, более того: в игре и САМОВОСПИТЫВАЮТСЯ - делятся друг с другом, ждут своей очереди, выполняют несложные правила, легко проявляют терпеливость и настойчивость. И это происходит добровольно, непринужденно.
Но обрести свою активность и способность играть – ребенок может лишь в союзе со взрослым. Основным источником развивающих игр и занятий малыша – являетесь Вы и никто другой! Поэму важно уметь отличать развивающие игрушки и игры – от пустых. Максимум усилий нужно направить не на учение ребенка формам и цветам, а на стимулирование его собственной активности и эмоциональной вовлеченности в развивающие игры. Для этого надо понимать возрастные особенности и возможности ребенка, то есть знать, как развиваются интересы и предметные действия малыша. Наш сайт тут – Вам в помощь! Мы научим и тому и другому.

Какие игры и игрушки считать развивающими?

Исходя из всего вышесказанного, развивающими можно считать такие игрушки и игровые материалы, которые стимулируют непосредственную самостоятельную и свободную игру ребёнка. Такие игрушки должны давать простор для собственной активности ребёнка, ставить «задачи», которые имеют много разных решений.

Для детей первого года жизни нужны материалы, игры и игрушки - для экспериментирования и чувственного познания свойств окружающего предметного мира. Подробнее о таких играх и игрушках - в разделе "Лучшие игры" и "игрушки для  развития детей первого года жизни".


Мы от чистого сердца желаем Вам и Вашему малышу успешного покорения новых горизонтов в его комплексном развитии!
Команда сайта "У Совёнка".

сайт про развитие детей у совенка


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить