Мудрецы о детстве:

Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя.

А. Шопенгауэр

Рекомендуем почитать:

детям о зиме

Воспитание мальчиков и девочек:в чем разница?

Статья посвящается особенностям воспитания девочек и мальчиков.

Вы узнаете, что их потребности действительно разные, ведь те методы воспитания, которые как воздух  необходимы для девочек - могут сыграть плохую службу для мальчишек.

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

banner-vopros

* Бесплатно

УЖЕ СКОРО Вы сможете записываться на скайп-консультации к нашим специалистам!

воспитание без наказанияРебенок начинает свою жизнь с нуля. Весь мир для него - большая и увлекательная игра, где всё - впервые. В силу своей детской природы и малолетнего возраста, малыш не может изначально, с пелёнок, понимать правил и норм существования в обществе - "законов взрослых". Свойство их принимать и подчиняться им приходит к малышу постепенно, в процессе его воспитания родителями и близкими людьми. 

Форм обучения ребенка тем или иным нормам ("можно" и "нельзя"), существует множество. Одна из них – это наказание, причем выбор, применять наказание или нет, зависит только от личных убеждений родителей.

Если говорить о необходимости применения наказаний, то в первую очередь следует понять, какие именно наказания могут быть, для чего эффективны те или иные виды наказаний и какие последствия они влекут за собой.

 

Основные виды наказаний, как метода воспитания:

  • Словесные наказания (крики, ругань, оскорбления, угрозы).

Некоторые родители склонны считать, что гневные окрики, ругань, нотации на повышенном тоне - ребенок понимает лучше и эффективнее, чем разъяснения ровным тоном. Но чаще всего это наказание используется воспитующими неосознанно, как аффективная реакция.
  • Наказания, основанные на причинении боли,

...предполагающие, что страх боли впоследствии остановит ребенка перед совершением какого-либо проступка.
  • Наказания лишением любви.

 Основа такого наказания в том, что ребенок в дальнейшем будет бояться потерять любовь, расположение, благосклонность и поэтому не станет совершать плохих поступков.

  • Наказание трудом

Вроде того, "Ах, ты разбросал все игрушки? Какой бардак - как это плохо! Вот собирай теперь сам, пока всё не соберешь". Также бывает, используются наказания физическими нагрузками, и даже учебой.
  • Наказания лишением удовольствия.

Например: лишения похода в цирк, чтения, компьютера, мультфильмов и т. п. Этот тип наказаний более отсрочен по эффективности, нежели первые два, поскольку напрямую чувств ребенка не задевает. поэтому, он больше подходит для детей старшего возраста.

Что влекут за собой эти наказания?

  • Словесные наказания

- как регулярное психологическое давление в "воспитательных целях" на ребенка, отнюдь не приближает нас к нему, напротив, только отдаляет. Причем на такое расстояние, на котором взаимопонимание может стать совершенно невозможным. Затем начинается пожинание плодов: дети озлабливаются в ответ, отрицая авторитет взрослого, или становятся подавленными, занижается их самооценка.

Особенно опасны личные оскорбления и угрозы. Помните, Ваш ребенок, воспринимает на веру все Ваши высказывания о нем: он действительно будет считать себя тем, кем Вы его назовёте. Как мягкий податливый пластилин в руках скульптора - принимает ту форму, которую ему придадут...

  • Наказание физическое.

Самые разнообразные формы физического наказания применялись всегда и применяются сегодня: шлепок, удар, ремень. Современная психология, тем не менее, указывает на недопустимость и неэффективность физического воздействия на ребенка, аргументируя это тем, что поведение после физического наказания становится хорошим, но только в присутствии наказавшего. Если же его поблизости нет, то ребенок вполне может вернуться к плохому поведению, поскольку угрозы немедленной физической расправы существовать не будет.

Абсурдики: Отец - сыну: "Я покажу сейчас тебе, как обижать младших, и тех, кто слабее! Где мой солдатский ремень!"

Кроме того, физические наказания могут привести к травмам, как телесным, так и психологическим, отложенным во времени. К таким последствиям относятся сломленная воля ребенка, его нежелание и неспособность в дальнейшем действовать самостоятельно.

Велика вероятность того, что повзрослев и став сильным физически тот, кого в детстве наказывали физически, примет ту же модель поведения по отношению к родителям, младшим, ровесникам. Отдаленные последствия могут проявиться и в виде протестного подросткового поведения.

Словом, те ценности, которые прививаются насильно, не могут восприниматься иначе, чем отрицательно. Следовательно, ценностями лично для ребенка они не станут.

  • Наказание лишением любви

– это выражение безразличия к ребенку, изолирование его от других членов семьи, слова о том, что Вы его "не любите из-за плохого поведения". Для ребенка это – самый большой ужас, он чувствует себя одиноким, беззащитным и ненужным своим самым близким людям.

  • Наказания трудом...

... способны закрепить у ребенка на всю жизнь отвращение к труду, уборке, физическим нагрузкам, учебе. Этого ли добивается родитель?
  • Лишение удовольствия.

Подобное наказание (особенно, если используется слишком часто) может вызывать у детей злобу, обиду, ощущение обманутых ожиданий. Увлечение наказаниями этого типа может повлечь за собой потерю интереса малыша к любимым занятиям или привести к серьезной обиде на взрослых. Для детей раннего возраста оно не слишком эффективно, если удовольствия, которых они лишаются - и так нерегулярны.

Но, надо отметить, что из всех вышеперечиленных типов, наказание лишением удовольствий - наиболее гуманное.

Наказания - неизбежны?

Казалось бы, очевидно, что любое наказание способно серьезно нарушить психологическое состояние ребенка. Тем не менее, зачастую воспитательный процесс без наказаний вообще невозможен.

Поэтому, если применение наказания неизбежно, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Первое и главное, что должен знать ребенок – это то, что его любят.
В любом случае, даже в случае наказания, ребенок должен быть уверен в Вашей любви.
  • Избегайте обидных слов в адрес ребенка, оценивайте только его поступки: «Ты наказан, потому что этого нельзя делать».
Старайтесь не просто констатировать факт плохого поведения, но и объяснить, почему этот поступок – плохой. 
Скажем, если ребенок ковырял отверткой в розетке, то нужно не просто сообщить ему, что этого делать нельзя, но и рассказать, что это опасно для его здоровья и жизни.
  • Еще один принцип – принцип постоянства. 
Если нельзя играть с ножиком, то этого нельзя делать не только при маме, но и при бабушке с дедушкой, и при папе, и при воспитателе детского сада.
  • Постарайтесь договориться с ребенком о том, какое наказание последует за нарушение тех или иных правил.
Если правило ребенок уяснил, и знает, какое наказание последует за его нарушение, это скорее приведет его к необходимости соблюдения этого правила, нежели наказание, которого он не ожидал.
  • Важно соблюдать возрастной принцип.
Не стоит требовать от ребенка соблюдения правил, которые непонятны ему в силу возраста, равно как и действий, которые он просто не может совершить, потому что слишком мал.
  • Соблюдение временного промежутка. 

Наказание, которое последовало через длительное время после проступка, воспринимается ребенком чаще всего как несправедливое и незаслуженное. Кроме того, временной принцип отражается и в длительности наказания: будет лучше, если Вы сообщите ребенку, что, к примеру, мультики он не будет смотреть 2 дня, а если Вы изолируете его в другую комнату – то это на 15 минут. И ни минутой больше.

И все таки...во многих случаях можно обойтись и без наказания

Один из приемов – моделирование такой ситуации, когда проступок может превратиться в созидательное действие. К примеру, если Ваш сын с упоением вбивает гвоздь в стул, можно предложить ему попросить у папы дощечки и вместе с папой соорудить кукольный стол. Если дочь решила обрезать бахрому на шторах – предложите ей направить энергию в мирное русло и убрать торчащие нитки на коврике у двери.

Воспитывая ребенка в позитивном ключе, стоит уделять больше внимания и усилий "светлой стороне" методов воспитания - воспитанию поощрениями. Как говорится, 99% воспитания должно состоять из родительской предусмотрительности. Ребенку необходимо много внимания, общения, познавательной и воспитательной игры и сказки, поощрения всех его личностных достоинств и положительных поступков. Причем поощрения - не обязательно материального плана, чаще всего - достаточно улыбки и ободрения "Я рада, что ты поступил так хорошо!". Хуже, когда ребенок делает хорошее, лишь добиваясь новых игрушек или сладостей.

При этом стоит отличать проявление детских манипуляций, когда ребенок, используя слабые места родителей, добивается того, чего он хочет. Если Вы видите, что сын или дочь пытаются манипулировать другими, установите четкие правила, которых должны будут придерживаться все члены семьи без исключения. Абсурдики: "Я всегда воспитывал сына личным примером, а посмотри, какой негодяй вырос!"При борьбе с детскими манипуляциями главное, что нужно родителям – это терпение, выдержка, спокойствие и уверенность в собственных силах.

В любом случае, применяются наказания, или нет, один универсальный способ воспитания используется всеми без исключения. Этот способ – подражание. Лев Толстой говорил: "Все нравственное воспитание детей сводится к доброму примеру". От того, что видит ребенок с раннего детства в семье, зависит его личность, его характер, его действия и поступки. Если Ваш малыш чувствует любовь, если видит уважительные и спокойные отношения в семье, скорее всего, он примет для себя именно такую модель поведения и применять наказания в большинстве случаев просто не придется.

Юлия  Sovenok (Манькова),

Анна Попова,

- педагоги сайта о развитии детей:

сайт про развитие детей у совенка


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить