Мудрецы о детстве:

Дети будут талантливыми, если развивать в них способность оригинально мыслить.

Георгий Александров

Рекомендуем почитать:

развивающие игрушки для детей

Лучшие развивающие игрушки для детей до года

В этом разделе Вы сможете узнать - какие игрушки необходимы для развития малыша,как их правильно выбирать... и играть.

ПЕРЕЙТИ К РАЗДЕЛУ 

banner-vopros

* Бесплатно

УЖЕ СКОРО Вы сможете записываться на скайп-консультации к нашим специалистам!

кризис трех летКризис трех лет – это критический возраст ребенка, когда наступает переломный момент в его развитии - переход из раннего детства в дошкольное. Этот кризис, так или иначе проявляется у каждого ребенка. Потому что, появление этого кризиса закономерно, оно проистекает из общих законов развития личности и предпосылки к нему возникают еще в раннем возрасте. 

 

Основной характеристикой поведения ребенка в раннем возрасте является ситуативность. Под ситуативностью психологи подразумевают прямую зависимость поведения малыша от того, что он видит, в какой ситуации находится и как ее воспринимает. Ситуация и окружающие предметы действуют на малыша таким образом, что до определенного момента он просто не может представить себе, что может быть по-другому, не так, как он видит здесь и сейчас.

Любопытный эксперимент, связанный с ситуативностью поведения описывал Л. С. Выготский. Суть эксперимента сводилась к тому, что дети 2-3 лет легко описывают простые ситуации: «Собака бежит», «птичка летит» и пр. Но если ребенок видит перед собой девочку, которая сидит, он не сможет сказать, что она идет, поскольку его слова неразрывно связаны с тем, что он видит. Ситуативность поведения приводит к тому, что дети в раннем возрасте не могут обманывать, их психическое развитие на этом этапе просто не позволяет им говорить того, что они не видят, не слышат или что противоречит тому, что они воспринимают. 

Кроме того, мышление малыша до 3 лет – это мышление наглядно-действенное, в нем нет размышлений и воспоминаний, в нем есть действия с конкретными, воспринимаемыми в конкретный момент предметами.

Ранний возраст – это возраст развития и преодоления ситуативности поведения, по мере взросления ребенка эта особенность исчезает. Исчезновение ситуативности проявляется по мере речевого развития, развития игровых действий, изменений во всех сферах жизнедеятельности малыша.

Наверняка, Вы и сами не раз замечали, что ребенок, ударившийся в рыдания от того, что лопнул шарик, тут же успокаивается, стоит ему увидеть другой. А получив новую игрушку, малыш радуется ей, что совершенно не мешает ему бросать ее с силой на пол, не боясь разбить или потерять.

Ситуативность поведения присуща только раннему возрасту, ее нет в возрасте младенческом, когда восприятие и физическая активность ребенка ограничены, нет ее и в более старшем возрасте, когда любая ситуация дополняется собственными знаниями ребенка и его замыслами.   

Постепенное увеличение самостоятельных действий ребенка, осознания им собственных сил и возможностей приводит к тому, что ребенок все чаще начинает произносить знакомое каждой маме: «Я сам». И именно эти слова, как правило, и открывают кризис трех лет. 

Кризис трех лет – это время, когда на протяжении нескольких месяцев Вы можете наблюдать, как существенно меняется поведение ребенка, его желания, его отношения с окружающими. 

В педагогике выделяют следующие "симптомы" кризиса трех лет:

• Негативизм.

Негативизм – это не просто непослушание, это стремление ребенка сделать все наоборот, совсем не так, как ему говорят мама или папа. Пример: ребенок, который очень любит гулять, отказывается собираться на прогулку только потому, что об этом ему говорит мама. Как только мама перестает настаивать на выходе из дома, малыш тут же начинает требовать прогулки. Негативизм у ребенка, переживающего кризис трех лет, может доходить до крайних проявлений, он может утверждать, что красное – это зеленое, что яблоко – это огурец и т. д. Важно помнить, что действуя наперекор очевидному, а зачастую и наперекор собственным желаниям, ребенок выражает свое отношение к окружающей действительности, а точнее, настаивает на своем праве иметь такое отношение. 

• Упрямство.

Важно отличить упрямство малыша от настойчивости. Скажем, если ребенок настойчиво добивается желаемого предмета, это не упрямство. Если же он требует того, что на самом деле ему не слишком нужно, но ему должны это предоставить только потому, что он так сказал – это упрямство. Мотив упрямства в том, что ребенок не желает отступать от первоначального решения, он буквально связан им. 

• Строптивость.

В некоторых источниках кризис трех лет называют «возрастом строптивости», поскольку именно эта черта становится одной из главных в поведении ребенка. Строптивость, в отличие от негативизма, направлена не на конкретного человека, маму, папу, бабушку или няню, она является протестом безличным. Ребенок бунтует против всего, он отрицает те действия, которые раньше являлись неотъемлемой частью образа жизни: не желает чистить зубы, одеваться, идти по улице, держась за руку взрослого.

 • Своеволие

– желание ребенка делать самостоятельно все, даже то, с чем он не может справиться. Помощь взрослых яростно отрицается в каждом подобном случае. Это основные симптомы кризиса трех лет, но Вы можете заметить в поведении ребенка и другие, проявляющиеся не во всех случаях, но также свидетельствующие о наступившем кризисе. Среди таких «второстепенных» признаков, психологи выделяют следующие:• Бунт против других людей, агрессия, ссоры, конфликты.

• Обесценивание близких, обидные слова в адрес родителей, изменение отношения к ранее любимым игрушкам. 

• Стремление к подавлению окружающих

- чаще встречается в семьях, где один ребенок. Ребенок деспотически подавляет членов семьи, манипулируя с помощью истерик и скандалов.

•Ревность

Если в семье больше одного ребенка, кризис может проявляться в ревности к младшим, требовании неослабевающего внимания к себе. 

Кризисы бывают разными...

Тем не менее, очевидно, что не у всех детей кризис трехлетнего возраста проявляется столь ярко. Кто-то вовсе не обнаруживает в поведении своего ребенка негативных проявлений. У кого-то кризис не наступает совсем, при этом личностное развитие малыша проходит нормально.

Если судить объективно - кризис трех лет – это закономерный и обязательный этап развития, который характеризуется появлением личностных новообразований. Вовсе необязательно сопровождение кризиса - негативными проявлениями, и порой, обнаружить его наличие можно по появлению тех самых личностных новообразований

Личностные новообразования вытекают из осознания ребенком собственного «Я». Недаром именно в этом возрасте большинство детей перестают говорить о себе в третьем лице и начинают называть себя «я». Реализация и утверждение собственного «Я» проявляются, в том числе, и в появлении самооценки.

Родители могут существенно повлиять на протекание кризиса трех лет у ребенка: при правильном воспитании он протекает мягко и быстро, при неправильном, негуманном - он может усложниться и затянуться на продолжительное время. О том, как пережить кризис трех лет мы подробнее напишем в следующей статье.

Внутренняя жизнь ребенка в этом возрасте серьезно усложняется:

- с одной стороны он утверждает себя, свои желания, свою личность,

- с другой стороны, появившаяся самооценка диктует необходимость «быть хорошим» для окружающих.

Эти двойственные тенденции приводят к перестраиванию поведения и отношений со значимыми взрослыми.

Но можно вывести некоторые общие черты в поведении детей трехлетнего возраста:

1. Ребенок стремится к получению результата своей деятельности. Неудача уже не приводит к отказу от действий вообще, ребенок продолжает искать решение задачи, поскольку результат становится крайне важен для него.

2. Достигнутый результат ребенок демонстрирует взрослым. Важно положительно оценивать эти результаты, поскольку безразличное или отрицательное отношение к ним, вызывает немалые переживания у малыша. Именно в этот период ребенок не просто демонстрирует достижения взрослым, он начинает активно искать оценки своих достижений. 

3. Обострение чувства собственного достоинства в этом возрасте приводит к тому, что Вы можете заметить у ребенка не свойственную ему раньше обидчивость, бахвальство, преувеличение своих достоинств. Словом, именно в это время ребенок начинает видеть и оценивать себя, свою личность сквозь призму своих достижений, причем эти достижения должны быть признаны и оценены по достоинству другими людьми.

Новая система собственного «Я», где ребенок оценивает свою личность через достижения и оценки этих достижений окружающими, и становится результатом кризиса трех лет и знаменует переход в другой этап развития – период дошкольного детства.

Внимание, скоро выйдет статья: "Как пережить кризис трех лет". Ее можно отслеживать по новостной рассылке сашего сайта (подписаться можно в нижнем правом углу. заполнив кратнкую форму подписки - услуга абсолютно бесплатная).


Подготовила Анна Попова (педагог),

(корректировка  Юлия  Sovenok, педагог) -

 - специально для сайта о развитии детей: 

сайт про развитие детей у совенка


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить