Одной из самых актуальных проблем, встающих перед молодыми родителями сегодня, несомненно, является нехватка мест в детском саду. А альтернативные муниципальным - частные сады – большинству семей просто не по карману. Поэтому, зачастую они встают в очередь на место для ребенка в детском саду - сразу же после рождения малыша. Но даже это их не «спасает» – в большинстве случаев детей берут в детский сад уже после 3 лет. И, тем не менее – каждое лето разгорается ажиотаж вокруг муниципальных детских садиков.
Но давайте задумаемся о том, так ли ребенку нужен детский сад в раннем возрасте.
Минусы воспитания ребенка раннего возраста (до 3 лет) в детских садах:
1. В раннем возрасте – ребенку важно ощущать себя в безопасности, когда его окружающий мир кажется огромным и непонятным, а мама – самым родным и близким существом. Лишаясь маминого присутствия на большую часть дня, и будучи не готовым к этому, – ребенок переносит тяжелейший стресс, который, во внешних проявлениях может проявляться ослабеванием иммунитета, болезненностью, плаксивостью, капризами, отсутствием аппетита. А во внутреннем мире малыша может произойти нечто более ужасное: этот стресс может закрепиться в детском подсознании, и, тогда, он обязательно в последующем проявится в различного рода психологических комплексах и неврозах.
2. В детсадовской группе, в среднем, на двадцать-тридцать детей приходится примерно два воспитателя, а это, по меньшей мере – травмоопасно... (Не будем говорить сейчас о несчастных случаях, входящих в тенденцию…).
3. К тому же, дети, переживающие стресс от адаптации к детскому саду - часто ведут себя неадекватно, и, никто не застрахован от того, что методами оказания на них «воспитательного» воздействия – могут стать гневные окрики, шлепки и походы «в угол» - этого ли достоин Ваш малыш? Никто из родителей самых маленьких детсадовцев до конца никогда не может быть уверен, в том, что происходит с их ребенком в детском саду. Тем более, если кроха даже не умеет говорить.
4. Чувство общественности – желание общаться и играть вместе с другими детьми – действительно необходимо ребенку – но этот период развития, по мнению детских психологов, наступает после 2,5-3 лет. То есть до трех лет – малышу вполне достаточно внимания своего близкого семейного окружения, прогулок и походов в гости к сверстникам, а также, пару раз в неделю - коллективных занятий в школах раннего развития.
Почему ребенку после 3-ех лет в детском саду будет проще:
Педагоги и психологи считают, что возрастные особенности детей 3-3,5 лет отчасти способствуют менее болезненному протеканию адаптации к детскому саду.
Не смотря на все минусы "кризиса 3-ех лет" - его психологической сутью является изменения отношений ребенка к ближайшим взрослым и самому себе. Малыш психологически отделяется от мамы, с которой был неразрывно связан, и при этом начинает во всем себя противопоставлять ей. Поэтому - поступление в детский сад в какой-то степени предоставляет ребенку возможность начать более самостоятельную жизнь. Ведь он уже тянется к общению со сверстниками и другими взрослыми.
Кроме того, трехлетний ребенок, обычно, уже хорошо говорит, может сам себя обслужить: ест сам, моет руки, пользуется туалетом и пр. Ему нравится играть и заниматься рисованием, лепкой, аппликацией... И эта его особенность поможет педагогам наиболее эффективно строить работу в период адаптации.
А вот четырехлетнему ребенку, впервые попавшему в группу сверстников, где уже между детьми сложились определенные дружеские отношения, появились привязанности и предпочтения в играх, придется «завоевывать» себе партнеров для различных детских занятий. Но, длительное пребывание дома и общение со взрослыми к этому моменту - не «вооружило» малыша способами общения со сверстниками! Кроме того, дети 4-5 лет приходят уже в среднюю или старшую группу детского сада, где требования педагогов к уровню самообслуживания, соблюдению режима и правил поведения, к выполнению заданий на занятиях будут более высокими, чем в младших группах.
Поэтому возраст ребенка 3-х лет считается оптимальным для поступления в детский сад.
Ну а теперь можно и разобрать основные мифы - преграды домашнему воспитанию (альтернативы детским садам), что же говорят мамы, отправляя кроху в садик:
«- Мне нужно работать…»
Нужно очень взвешенно оценивать эту необходимость: год-полтора – срок сравнительно не большой, чтобы можно было выстроить головокружительную карьеру, или заработать денег на квартиру… Даже то – что, работая, Вы сможете ребенку покупать больше вещей и игрушек – никак не сравнится с тем, что он потеряет тесный контакт с Вами, перейдя в общество абсолютно чужих ему людей.
Также – можно учесть тот факт, что государство позволяет брать заслуженный отпуск по уходу за ребенком до исполнения ему трех лет – значит, работу Вы не только не потеряете, но и все это время будет идти Ваш трудовой стаж.
С введением в последнее время в некоторых регионах материальной компенсации за непосещение муниципального садика – мамы теперь могут получать, хоть и не большую, но приятную поддержку от государства.
«- Меня и саму в садик родители отдали в полтора года…и ничего…»
В послевоенные и советские, и близкие к ним времена - детей действительно стремились отдавать в ясли и детские сады как можно раньше, и воспитывать в "духе коллективизма" – только лишь потому, что стране требовались рабочие руки, поэтому даже молодые матери должны были отдавать свое время повышению производства. Теперь же мы имеем право выбора, и на основе индивидуальных особенностей своего ребенка сами можем определить, что сейчас конкретно для него нужно. В свою очередь, определяя «судьбу» малыша, полезно прислушиваться к мнениям специалистов.
«- Ребенку нужен коллектив сверстников!»
Тут можно возвратиться выше - к пункту 4 «минусов воспитания ребенка раннего возраста (до 3 лет) в детских садах»…
«- Мне кажется, что я сама не смогу сама развивать ребенка так, как это делают в детских садах»..
При желании - Вы все сможете! Более того – только Вы знаете, как делать это с Вашим ребенком наиболее эффективно!
Тут мне хотелось бы зацитировать высказывание Масару Ибука (директора Ассоциации раннего развития и организации «обучение талантов» из Японии), хоть он и не мой кумир в целом – но в этом моменте - абсолютно прав:
Не следует передавать воспитание детей другому лицу, особенно пока они маленькие. Только родители, особенно, мать, могут сделать это успешно. Для этого им надо все время учиться и думать. Родители должны сами выбрать метод воспитания, который кажется им наиболее убедительным. Я не имею в виду, что им следует посещать учебные заведения - самообразования вполне достаточно
В конце концов – а наш сайт на что? Тут мы и собираем статьи, советы и рекомендации специалистов по развитию и воспитанию детей, материалы, методики, мастер-классы и пособия. Читайте нас, следите за новостями (подпишитесь на рассылку свежих статей от Совенка) – надеюсь, что наш сайт – станет и Вашим, и мы надолго останемся друзьями!
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи