Мудрецы о детстве:

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.

Я. Корчак

Рекомендуем почитать:

как справиться с капризами у ребенка

Детские истерики: что делать и как их предотвратить?

Руководство по управлению детскими капризами и истериками в стиле позитивного воспитания

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ 

banner-vopros

* Бесплатно

УЖЕ СКОРО Вы сможете записываться на скайп-консультации к нашим специалистам!

 

адаптация ребенка к детскому садуВcе что нужно знать родителям об адаптации в детскому саду

Навигация по статье:

1) Адаптация ребенка к детскому саду - что это такое, чем она чревата и так ли неизбежны ее отрицательные последствия?

2) Срыв адаптации - болезнь!

3) Как же понять - готов ли Ваш ребенок к посещению детского сада, и насколько высока вероятность тяжелой адаптации?

4) Готовим ребенка к поступлению в детский сад!

5) Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

6) Первые дни в детском саду

 

Адаптация ребенка к детскому саду - что это такое, чем она чревата и так ли неизбежны ее отрицательные последствия?

Адаптация к детскому саду – это:
- это, можно сказать, вхождение ребенка в новую жизнь, очень трудный этап, не только для родителей и воспитателей – но в первую очередь – для самого ребенка. Это всегда большой стресс...

 

Более того, возможно, Вас ошеломит тот факт – но силу стресса, испытываемую малышом в период адаптации к организованному коллективу - психологи обоснованно сравнивают с силой стресса космонавта – впервые отправляющегося в полет! Ни больше – ни меньше!
Почему так? Между тем, как птенец греется под маминым крылышком – и тем – как вдруг  он выпал из гнезда – есть большая разница! Пусть это звучит грубовато – но правдиво! Иным детям, отрыв от матери (прекращение поступления витамина «м» на бОльшую часть дня) – почти равен перекрытию кислорода.

 

Смотрите сами, чем для малыша чревата адаптация к детскому саду:

1)    Отрицательные эмоции. Неизбежные спутники психического состояния малыша при адаптации к детскому саду. В зависимости от ее  степени тяжести (легкой, средней, тяжелой) – отрицательные эмоции могут быть легкими, а могут доходить до невротических состояний, в том числе и до глубокой депрессии. При ней ребенок напоминает собой пришельца: то он сидит как окаменелый, не отвечает на вопросы, не идет на контакт, то вдруг начинает носиться по группе как белка в колесе!

2)    Слезы. Нужно ли говорить, что при испытании отрицательными эмоциями, ребенок часто плачет – от временного хныканья, до постоянного, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с другими детьми.

3)    Страх. Все дети, начиная детсадовскую жизнь испытывают его, пусть в разной степени тяжести – тем не менее это неизбежная часть привыкания к саду. Чего же ребенок боится? Многого: боится незнакомой обстановки, новых людей – воспитателей, порой и сверстников, а больше всего боится – что Вы не придете за ним, и не заберете его обратно домой.

И страхи эти – служат источниками стресса, спусковыми механизмами стрессовых реакций:

4)    Гнев, капризы, агрессия. Это стрессовые реакции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между новоиспеченными воспитанниками в детсадовской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов. Поэтому разумный родитель их будет игнорировать, разбирая проблемные ситуации в спокойные моменты.

5)    Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведенное для этого место – напрочь забывает о своих возможностях! И кормят его теперь как лялечку с ложечки, и штанишки сырые меняют.

Более того – речевое развитие также не только тормозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребенок помнит только глаголы и междометия…

Познавательная активность и обучаемость новым знаниям –  опять же безнадежно спят – слишком сказывается нервозность. Лишь ненадолго малыша воспитатели могут завлечь чем-то новым, но интерес быстро проходит.

Что уж говорить о коммуникабельности?! Даже если Ваш ребенок ранее легко «сходился» со сверстниками – сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей. Только когда он привыкает к своему новому кругу общения – налаживает новые контакты, тогда адаптационный кризис пойдет на убыль.

6)    Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома – в саду во время адаптации сбивчив, порой ребенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.


Срыв адаптации - болезнь

Очень часто бывает, что в комплексе все эти симптомы адаптационного кризиса, (особенно при тяжелой степени адаптации), ломают у ребенка защитные барьеры сопротивляемости к заболеваниям. Ведь они извращают важнейшие физиологические реакции, необходимые для поддерживания здоровья. И тогда ребенок запросто может заболеть – даже от легкого ветерка… Что произойдет тогда? Пока ребенок лечится дома – происходит срыв адаптации, а попадая в садик вновь – все возвращается на круги своя, и малышу адаптироваться придется заново… А это опять же может довести до болезни… И вновь... И вновь!

Недаром некоторые мамы говорят, что их ребенок посещает сад 3 дня, а потом 2 недели болеет – и так по кругу - до бесконечности. Это значит – что у их деток тяжелая степень адаптации, и что им с садиком придется подождать… Иначе, самое худшее, что может произойти с таким ребенком  – это психологическая травма, которая врастет своими корнями в раннее детство и шрамы от которой будут давать о себе знать всю последующую жизнь.

Между тем, приходиться мириться с тем, что устройство ребенка в детский сад – это, зачастую, необходимость для семьи. Решение начать водить ребенка в детский сад принимается взрослыми в силу разных причин. Чаще всего – это необходимость работать обоим родителям, притом, что оставить малыша на целый день не с кем. К тому же, там ребенка подготовят к школе, и он получит бесценный опыт общения со сверстниками.

Но, как же понять - готов ли Ваш ребенок к посещению детского сада, и насколько высока вероятность тяжелой адаптации?

Правильно, в нужное время, в нужном возрасте отдать ребенка в детский сад – это значит значительно сократить вероятность тяжелой адаптации к нему. Чтобы узнать, в каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в садик – Вы можете прочитать в этой статье.

Но есть и другие факторы риска – утяжеляющие адаптацию ребенка к дошкольному учреждению - вспомните его анамнез:

I. До родов – во время беременности:
- Токсикозы;
- Болезни матери, обострение ее хронических заболеваний;
- Прием лекарственных препаратов матерью;
- Стрессы у матери (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
- Профессиональный вред, получаемый матерью;
- Употребление матерью алкоголя;
- Курение матери;
А также частое употребление алкоголя отцом до и во время зачатия ребенка.

II. Во время родов:

- Осложнения родов;
- Наличие асфиксии (ребенок родился обмотанным пуповиной).
- Родовые травмы ребенка;
- Хирургические вмешательства во время родов (к примеру – «кесарево сечение»);
- Несовместимость по резус-фактору у матери и малыша.

III. После рождения ребенка:
- Недоношенность или переношенность ребенка;
- Большой вес ребенка (больше 4 кг);
- Заболевания малыша на первом месяце жизни;
- Употребление алкоголя матерью во время грудного вскармливания;
- Курение матери во время во время грудного вскармливания;
- Пассивное курение Вашего ребенка (курение взрослых в его присутствии);
- Искусственное вскармливание ребенка;
- Острые, фоновые и хронические заболевания у ребенка в возрасте до 3-х лет: рахит, паратрофия, анемия, диатез, гипотрофия; частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания; пиелонефрит, врожденный порок сердца и т. д.;
- Задержка нервно-психического развития малыша;
- Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни;
- Незакаленный ребенок;
- Несоответствие домашнего режима - режиму в детскому саду;
- Отсутствие достаточного общения со сверстниками и новыми взрослыми людьми;
- Частые конфликты в семье;
- Неполная семья у ребенка – нет отца или матери;
- Ваш ребенок - первый или единственный в семье;
- Неправильное воспитание ребенка: гиперопека, гипоопека, излишнее потакание, воспитание «кумира» семьи и т. д.

Все эти факторы препятствуют нормальному течению адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Среди них есть такие, которые уже не изменить – например те, которые произошли до или во время родов, но если почитать внимательнее – то те факторы риска, происходящие после родов – вполне можно нейтрализовать.

Например, устранить пассивное курение и конфликтные взаимоотношения в семье, ввести в режим закаливающие мероприятия, да и сам режим дня организовать идентично режиму в детском саду (см. ниже), активизировать общение со сверстниками и малознакомыми взрослыми, оптимизировать воспитание ребенка и так далее. Тогда Ваш ребенок привыкнет к саду быстрей и легче, избегая отрицательных последствий адаптации.

Итак, готовим ребенка к поступлению в детский сад

Мы подготовили для Вас несколько советов, направленных на то, чтобы сгладить процесс адаптации у Вашего малыша:

•    Оформляйте  ребенка в детский сад по месту жительства – длительная дорога будет изнурять и без того уставшего малыша;

•    Адаптируйте режим малыша – к режиму дня, принятому стандартном государственном детском саду, а он примерно такой:

7.00 - 8.30 - прием детей в группу;
9.00 - завтрак, потом – занятия, прогулка;
12.00 (или 12.30) – обед;
13.00 -15.00 – дневной сон - тихий час;
15.30 - полдник, затем - игры, прогулка, ужин…
Закрывается детский сад, как правило, в 19.00, на практике - уже часам к шести вечера малышей можно забирать домой;

•    Проконсультируйтесь с участковым врачом, какой тип адаптации возможен у Вашего ребенка, и своевременно примите все меры, если прогноз неудовлетворительный;

•    Регулярно проводите оздоровительные и закаливающие мероприятия, направленные на укрепление иммунитета Вашего малыша. Не кутайте ребенка, а одевайте его в соответствии с температурой в группе. Обязательно обеспечьте малыша запасным комплектом одежды;

•    Отправлять в детский сад ребенка можно лишь при условии, что он здоров. Не стоит также этого делать, если у малыша в разгаре кризис трех лет;

•    Закрепите у ребенка все необходимые навыки самообслуживания;

•    Устраните все остальные устраняемые факторы риска, указанные выше (анамнез);


Психологическая подготовка ребенка к детскому саду:

•    Не стоит обсуждать при ребенке - волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом, и уж тем более не угрожайте ему детским садом – как наказанием за детские грехи и непослушание…

•    Чтобы подготовить ребенка к общению с детьми и другими взрослыми -  чаще посещайте детские площадки и парки, центры развития, ходите на праздники и приглашать в гости сверстников ребенка и т.п. При этом важно - наблюдать за поведением малыша: если он тянется к общению с детишками, но нерешителен или ему не удается найти общий язык с другими, если дерется или уединяется – помогите ему советом и предложите действовать вместе.

Покажите, как можно действовать в новых и непростых для него ситуациях: «Давай, познакомимся с этой девочкой. Скажи ей, как тебя зовут, и спроси, как ее зовут» или «Давай дадим машинку поиграть этому мальчику, а сами построим для нее гараж» и т.п. Раскройте малышу «секреты» позитивного общения с детьми и взрослыми, объясните ему ценность дружбы; Подробнее в нашей статье: "Помогите своему ребенку... научиться дружить! "

•    Постарайтесь настроить малыша как можно мажорнее к его поступлению в детсад. Рассказывайте ему о положительных сторонах его пребывания в детском саду: сколько друзей у него появится, и чем они все вместе будут заниматься. Напоминайте ему – что Вы очень гордитесь и рады за него в том, что он дорос до детского сада и стал таким большим, что у него появилась своя «работа»! Но в этих рассказах не стоит слишком усердствовать - каждый день напоминать малышу об ожидающих его переменах – ведь так из предстоящего ожидаемого события Вы создадите для него большую проблему;

•    Будет замечательно – если Вы сможете заранее познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет. Например в первые дни посещения садика можно приходить только на прогулку - на улице и при маме ребенку будет проще всего найти новых друзей и познакомиться с воспитателем. Для этого также можно попробовать отдать его в ту группу сада, где у ребенка уже есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;

•    Все время, словом и делом - объясняйте ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим. Это очень важно, ведь на практике далеко не каждому родителю удается принимать ребенка таким, какой он есть, уважать его личность и самостоятельность, суметь выразить свою любовь без условий.

•    При этом, нужно готовить малыша к временной разлуке с Вами: чаще оставлять его на несколько часов с бабушкой, тетей, отцом. Если Вы видите, что на прогулке ребенок завязал игру со сверстниками, удалитесь на расстояние, не переставая наблюдать за ребенком.

•    Воспитайте у ребенка доверие к Вашим обещаниям – всегда выполняйте то, что пообещали, и не обещайте то, что сложно будет осуществить. Уверенность крохи в том, что обещанное родителями произойдет, поможет в первое время переносить  разлуку с Вами: «Ведь мама обещала, что заберет меня вечером, значит так и будет».

Первые дни в детском саду:

•    Обязательно заранее сообщите врачу и воспитателям о личностных особенностях Вашего малыша;

•    Постарайтесь спланировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком организованного коллектива - у Вас была бы возможность забирать его как можно раньше, например, до прогулки, после обеда. Время пребывания в детском саду нужно увеличивать постепенно, ориентируясь на самочувствие малыша. В середине недели, на первых порах, лучше делать выходной - позволяя малышу отдохнуть от дет-сада.

•    Ни каким образом не показывайте свою тревогу ребенку - накануне его поступления в детский сад. Отправляясь в детский сад, расскажите ребенку, как много интересного его сегодня там ждет, поделитесь с ним и своими планами на день. Доверяйте его воспитателям быстро, ведь долгое прощание может вселить в него тревогу или мысль, что маму можно не отпускать. Скажите, когда Вы его заберете и обязательно сдержите свое обещание;

Будет замечательно, если новое для себя пространство освоит в присутствиии мамы - поэтому хорошо было бы первое время посещать детский сад вместе с ребенком.

адаптация к садику советы

Многие дети, осознавая, что мама ушла, и что в садике он остался один, начинают паниковать, плакать и постоянно спрашивать: "А мама придет за мной?". Им кажется - что если мама ушла - то это навсегда, так как особенность детской психики в том, что дети живут текущим моментом.

В этом случае - хорошо давать ребенку в садик фотографию семьи. Например, ее можно оформить в такой "талисман" (см. рис. слева):

Для этого нужно вырезать из семейной фотографии сердце (либо другую фигуру), где бы присутствовали лица родных малышу людей и он сам. С обоих сторон оклеить скотчем, и пришить на шнурочек, котоый одевается на шею. В нашем случае рассматирвается вариант, когда "талисман" обшит еще и по краю, украшен декоративными бусинами - таким образом он превратился еще и в украшение для девочки.

Или можно сделать фото семьи на футболку - но это дороже, так как футболки надо каждый день менять. Но для мальчиков - наверное, лучше.

Как это работает: в течении времени, проводимого в садике - ребенок смотрит на счастливую фотографию своей семьи, осознает - что "мама-папа есть, они меня любят, и обязательно придут за мной в садик". Также это повод для разговора с другими ребятами - если они заинтересуются "что это?", что может послужить для завязывания дружбы.

•    Если Ваш малыш уже в саду тяжело с Вами расстается и потом долго плачет – то будет лучше, если первое время приводить его будет папа или бабушка;

•    Также малышу можно давать с собой в садик – его любимую игрушку, она в первое время оградит его от беспросветного одиночества;

•    Забирая ребенка из садика, не показывайте свою обеспокоенность, не выясняйте у него, как плохо и грустно ему было, не спрашивайте, плакал ли он (это лучше втайне от малыша выведать у воспитателя). Не жалейте его, не утешайте конфетами и новыми игрушками, а лучше похвалите, за то, что он самостоятельно провел время с ребятами в детском саду, узнайте, что нового он успел сделать.

•    Если малыш рассказывает о конфликтах в дестком саду между детьми и им, то необходимо выслушать его, подсказать выходы из спорных ситуаций, рассказать о несложных правилах, которые необходимо соблюдать, чтобы дело не доходило до ссоры. По этой теме Вы можете прочитать статью "Детские конфликты - как правильно провести разбор полетов"

•    Тщательно следите за настроением и самочувствием ребенка, когда он начнет оставаться в детском саду на целый день. Если он покажется очень уставшим, то старайтесь его забирать немного пораньше.

•    Щадите его ослабленную нервную систему: на время адаптации лучше всего вовсе прекратить походы в цирк, в театр, в гости, просмотр телевизора. Дома же необходимо создать спокойный, бесконфликтный климат внутри семьи. Укладывайте малыша спать пораньше – чтобы он мог хорошо высыпаться;

•    Важно оказывать крохе и эмоциональную поддержку - старайтесь уделять ему больше внимания, придумывайте совместные игры и занятия (чтение, рисование, прогулки, беседы). Очень кстати придется совместная игра в детский сад: в ней можно «проиграть» сложные для малыша ситуации и показать ему, как можно положительно решить проблемы через игрушку;

•    Даже в выходные дни дома для ребенка лучше оставить тот же режим, как и в детском учреждении;

•    Будьте готовы к всевозможным выходкам, истерикам и капризам ребенка – возьмите свою волю «в кулак» и постарайтесь реагировать на них правильно (об этом статья «Руководство по управлению детскими капризами»);

•    При особо выраженных изменениях в обычном поведении ребенка - как можно раньше обратитесь к детскому врачу или психологу. Также при невротических реакциях необходимо оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалистов.

Итак подытожим, что посещение Вашим ребенком детского сада – это Ваш выбор, но и Ваша ответственность. Ведь благополучное пребывание малыша в детском саду и быстрая к нему адаптация - в основном зависит именно от родителей - от их отношения к ребенку, и, что немаловажно - от их ВЗАИМОотношения с воспитателями и педагогами дошкольного учреждения.

А мы в свою очередь – желаем Вам удачи и… В добрый путь!

Команда сайта "У Совенка"

сайт про развитие детей у совенка


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить